Статья Рыкова В. В. ... Рыков В. В. Искусство и информационные технологии Искусство – очень сложный, многообразный и, казалось бы, самодостаточный вид деятельности. Однако, контакты искусства с наукой и другими видами деятельности несомненны и требуют адекватного описания. Понятнее всего описания контактов искусства и информационных технологий. Очень часто это происходит неосознанно и требует не только своего описания, но и изучения, в том числе в учебных курсах. Прежде всего, и наиболее неожиданно и неосознаваемо, искусство влияет на способы передачи информации. Действительно, объемы информации растут все быстрее и уже предсказывают то недалекое время, когда мы не сможем успевать прочитать то, что сами понаписали – как в гениальных романах антиутопистов начала 20 века. Ситуация выглядит безвыходной. Но выход есть и он уже реализуется. На помощь приходит искусство. Все чаще для быстрой передачи большого объема информации используют презентации. Они соединяют структурированный текст, графику и уже даже музыку. Некоторый кадры в них у мастеров своего дела выглядят уже почти как произведения искусства. Однако более интересен и менее исследован вопрос о том – что точные и прикладные науки могут дать искусству. Оказывается – уже дают и очень много. Проблема в том, что это опять же – часто не осознается и не формулируется в явном виде. Это, в свою очередь, является задачей учебных курсов и научных исследований. Приведем наиболее очевидные примеры. Прежде всего – искусство – это знаковая деятельность. Однако мало кто знает хотя бы азы семиотики – науки о знаках, хотя ее изучают во всех западных университетах. Возьмем хотя бы один ее элемент – знак типа икона бывает похож на денотат (то, что он обозначает) и непохож (тогда он называется символ). Это уже задает некоторые координаты многим направлениям в искусстве и многое в них проясняет. Интереснее пример с японским театром. Он основан на символическом поведении актеров и значении декораций. Японская публика, воспитанная на этой знаковой системе, сначала с гробовым молчанием воспринимала наши спектакли, стараясь сначала понять их «алфавит». И только осознав, что нужно все знаки воспринимать как иконические, взпывались аплодисментами. Другой – более яркий пример – появление символизма в поэзии и живописи в начале прошлого века. Не менее важна другая система координат или понятий – казалось бы самая скучная – как хранятся, копируются и передаются знаковые произведения. Однако и здесь несомненный интерес могут вызвать проблемы авторского права. Но наиболее интересна и продуктивна риторика – как система парадигм, используемая в искусстве. Ее нам наши предки передавали более двух тысяч лет. Опять же – она широко используется в искусстве, хотя не всегда это ясно сознается и объявляется. Это наука о создании эффективных знаковых произведений. Разве это не интересует художников, музыкантов, дизайнеров? Достойна упоминания как минимум технология изобретения по общим местам. А именно изобретение новой системы общих мест есть основное достижение новой школы в живописи. Сказанное выше можно считать предварительным обоснованием необходимости изучения информационных технологий в учебных курсах для будущих деятелей искусства, а, следовательно, и более глубокого их изучения. В качестве вывода позволим процитировать бюрократический документ - из справочника Минздравсоцразвития от 11 января 2011г. №1н. – Тьютор. - Должностные обязанности. Способствует формированию у обучающихся (студентов, слушателей) способности к самостоятельному действию: оказывает помощь в осознании неопределенности наличной ситуации, планировании шагов по достижению образа будущей профессиональной деятельности, ориентации в существующих информационном и образовательном пространствах в контексте поставленной задачи, выстраивании партнерства и взаимодействия с другими обучающимися (студентами, слушателями) и преподавателями, а также для решения своих задач, анализе и переоценке значимости своих результатов и целей. Помогает обучающимся (студентам, слушателям) в построении индивидуальной образовательной траектории: выборе элективных курсов, тем учебно-научного исследования, осуществляет консультации при подготовке к проведению групповых занятий-практикумов (тьюториалов). Оказывает помощь обучающимся (студентам, слушателям) в выполнении аттестационных работ разных типов, проводит их проверку и оценку, помогает в решении академических или личных проблем, связанных с обучением. Оказывает психологическую и педагогическую поддержку обучающимся (студентам, слушателям), проводит профессиональную ориентацию и консультирование по вопросам карьеры, в том числе самоопределения в случае выбора научной карьеры, поступления в аспирантуру и т.д. Оказывает поддержку в дистанционном образовании. Способствует социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ, используя различные педагогические приемы и технические средства, фиксирует динамику познавательных интересов обучающихся (студентов, слушателей). Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы. – Одной из форм такой работы является предлагаемый курс. Литература 1. Бродский Ю. Терпимость, толерантность, идентичность: простейшие математические модели взаимодействия культур. – Берлин: Lambert, 2010. 2. Ванеян С. Пустующий трон. Критическое искусствознание Ханса Зедльмайра. – М.:Прогресс, 2004. 3. Лаврентьев А. Цикл работ по искусству дизайна и русскому авангарду. – М.: 2012. 4. Мы нашли врага. - Это Powerpoint. - New York Times. – 2010. 5. Пелипенко А. А. Смыслогенетическая концепция культуры // Культура. Народ. Экосфера. Труды социо-культурного семинара имени В. В. Бугровского. – М.: 2008. 6. Рыков В. В. Лекции по информационным технологиям в искусстве на факультете искусств МГУ. – М.: МГУ, 2008. - http://mgu-art.narod.ru/ 7. Рыков В. В. Обработка нечисловой информации. Управление знаниями. Курс лекций. – М.: МФТИ, 2007. - http://rykov-kypc.narod.ru/ ... |