Искусство, наука, технология и проблемы художественно-промышленного образования»

Программа

...

Программа научной конференции
«Искусство, наука, технология и проблемы художественно-промышленного образования» (в рамках ежегодно проводимых «Строгановских чтений»),
которая состоится 15-16 марта 2012 года в здании МГХПА им. С.Г.Строганова по адресу Волоколамское шоссе, дом 9
Оргкомитет конференции: А.Н.Лаврентьев, Н.К.Соловьев, К.Н.Гаврилин, В.Ф.Зива, Н.А.Бабаджан, В.Б.Кошаев, Н.Н.Ганцева, Н.Н.Бертяева и А.В.Уваров, НСО.
Время выступлений – 15-20 минут.

15 марта
11.00 – 14.00, аудитория 212
Открытие конференции

Искусство, наука и технология как поле творчества, проектирования и образования
А.Н.Лаврентьев, профессор, проректор МГХПА им. С.Г.Строганова по науке

Время инноваций. Прогностическая модель художественного образования
В.Ф.Зива, профессор, проректор МГХПА им С.Г.Строганова по УМО

Перспективы проектирования предметно-пространственной среды (формирование современной методологии междисциплинарного подхода к понятию «проект»)
Ю.П. Волчок, НИИТАГ РАСН, профессор, декан ФПКП МАРХИ

Художественно-технологическое познание мира
В.Б. Кошаев, профессор МГХПА имени С.Г.Строганова

Искусство и информационные технологии
В.В. Рыков, доцент МФТИ

Изографический язык искусства в науке и научная визуализация в искусстве как единый процесс творчества
С.Э. Некляев, доцент кафедры семиотики и общей истории искусств МГУ имени М.В.Ломоносова

Дизайн-магистратура: в поисках стратегии развития*
Е.Э. Павловская, профессор, зав.кафедрой графического дизайна УралГАХА, Екатеринбург

Новые технологии в эксподизайне: расширение возможностей и границ
М.Т.Майстровская, профессор кафедры ТИИ МГХПА им. С.Г.Строганова

Симметрия в бумагопластике
Ю.А. Васерчук, доцент кафедры Рекламного маркетинга МГУП

Бизнес-технологии в дизайне: обучение, проектирование, внедрение*
З.М. Пестерева, кафедра Графического дизайна, УралГАХА, Екатеринбург

Эргономическая составляющая в технологической подготовке бакалавров дизайна
В.М. Дегтяренко, доцент кафедры "Теории и методики технологического образования", факультет "Технологии, экономики, дизайна", АГПГУ, Комсомольск-на-Амуре

Перерыв 14.00-14.30


14.30-18.00
Секция 1. Проблемы искуства, науки и технологии в истории культуры
Ведет секцию Н.К.Соловьев

Проблемы историографии региональной культовой готической архитектуры на примере окситанской готики
И.И. Орлов, Липецкий государственный технический университет

На пути к иконологическому исследованию искусства Тибета
С.В.Курасов, профессор, ректор МГХПА им. С.Г.Строганова

Выпускники «Строгановки» – учителя Кунгурского технического училища*
Е.В. Чагина, доцент кафедры ДПИ Уральского филиала Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, Пермь

От Строгановского училища к Свободным художественным мастерским
Г.В. Малясова, музеолог, научный сотрудник Музея МАРХИ

Неизвестная дипломная работа ВХУТЕМАСа: «Передвижная изба-читальня» А. Назариной
Л.И. Иванова-Веэн, директор Музея МАРХИ

Архитектура и цвет: московские проекты профессора Баухауза Хиннерка Шепера
Т.А. Эфрусси, научный сотрудник Музея МАРХИ

Дисциплина «пространство» на ДЕРМЕТФАКе ВХУТЕМАСа
С.С. Громик, студент МАРХИ
Руководитель: директор музея МАРХИ – Л.И. Иванова-Веэн

Технология эксперимента в проектном потенциале (методе) стилизации
Е.А. Заева-Бурдонская, профессор кафедры средовой дизайн МГХПА им. С.Г.Строганова

Экспозиционный дизайн как фактор выявления художественной доступности историко-культурного памятника: Алтаря Мира в Риме *
Д.А. Шатилов, кафедра теории и истории архитектуры ГАИЖСА имени И. Е. Репина

Единство искусства, технологического знания и науки*
А.В.Жигалова, студентка кафедры графический дизайн УралГАХА, Екатеринбург

Художественно-промышленное образование в Удмуртской Республике*
К.С.Ившин, профессор каф. дизайна пром. изделий УДГУ, Романов А.Р., аспирант


16 марта
11.00 – 14.00, аудитория 212
Секция 2. Технология и художественная форма в ДПИ
Ведет секцию профессор В.Б.Кошаев

Искусство и технология ананьинской культуре Приуралья
Н.В. Кошаев, аспирант МГХПА им. С.Г.Строганова

Декоративно-прикладное творчество в подготовке бакалавров технологического образования*
И.В. Преображенская, доцент кафедры дизайна РГПУ им. А. И. Герцена

Король и мастер. Личность и эпоха в истории декоративно-прикладного искусства
Н.Н. Ганцева, отдел инноваций МГХПА им. С.Г.Строганова

Значение технологических и художественно-образных свойств материалов в искусстве художников-универсалов (на примере творчества И.С. и Н.Я. Ефимовых)
Е.И. Ковычева, доцент кафедры истории культуры и искусств, УДГУ, Ижевск

Технология, материалы и техники художественной росписи ткани:
история, традиции и современность*
Е.С. Графова, преподаватель исполнительского мастерства ГБОУ СПО МО «Училище Декоративно-прикладного искусства и народных промыслов (техникум) г. Талдом»

Проектирование и изготовление декоративной тарелки с растительным орнаментом
Е.А.Зобачева, доцент; В.И. Минеев, зав. кафедрой ДПИ Уральского филиала Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, Пермь

Традиции и инновации в художественном образовании традиционного прикладного искусства
Т.И. Пятышева, преподаватель КГХПК (филиал) МГХПА им. С.Г. Строганова, Кунгур

Осуществление инновационного подхода к организации самостоятельной
работы на уроках композиции
Н.Е. Горкунова, преподаватель КГХПК (филиал) МГХПА им. С.Г. Строганова, Кунгур

Синтетические драгоценные камни в практике художников-ювелиров 2-ой половины ХХ века
Е.А. Варюхина, аспирант МГХПА им. С.Г.Строганова

3D моделирование и прототипирование в современном ювелирном производстве*
Е.А. Гаврилова, аспирант МГХПА им. С.Г. Строганова

Исследование технологии имитации жемчуга на примере двух серебряных гребней начала XIX века из собрания ГИМ
Е.А. Родионова, студентка кафедры РХМ МГХПА им. С.Г.Строганова
Руководители: доцент Красносельская Н.Ю.,
преподаватель Чавушьян С.Л.

11.00 – 14.00, аудитория 602
Секция 3. Информационные технологии и перспективы художественно-промышленного образования
Ведет секцию К.Н.Гаврилин

Азбука типографики. Взаимодействие фотоизображения и текста.
Фотографические опыты и образно-пластический язык типографики
С.Р. Николаев, доцент кафедры ХТОПП МГУП

Использование виртуального пространства в современном проектировании
Г.О. Левин, аспирант МГХПА им. С.Г.Строганова

Использование современных технологий и 3d-моделирования в процессе обучения и проектирования
Т.П. Бульба, студент МХПИ мастерской «АРТ-дизайн»
Руководитель Михайлов Б.Е.

Роль цифровых технологий в профессиональной подготовке дизайнера печатных изданий
А.Б. Орешина, кафедра графического дизайна и анимации ФГИ/ХОПП, МГУП

Влияние современных технологий на дизайн печатных и интернет-версий периодических изданий
В.Е. Бирюков, аспирант МГХПА им. С.Г.Строганова

Технология создания и применения динамической типографики
А.С. Давидовская, аспирант МГХПА им. Строганова

Формирование современных тенденций в веб-дизайне*
Е.Р. Садыкова, cтудентка кафедры графического дизайна УралГАХА, Екатеринбург

Особенности проектирования детских книжных изданий*
Н.В. Худякова, профессор кафедры Графического дизайна УралГАХА, Екатеринбург

Проблемы дизайн-образования: о роли конкурсного социального плаката в учебном процессе, о трудностях его внедрения в реальную жизнь*
Т.С. Игошина, доцент кафедры Графического дизайна УралГАХА, Екатеринбург

Комикс: технология создания
Ю.В.Воротынцева, аспирант МГУ имени М.В. Ломоносова

Битва за экологию на рекламном поле: полиграфия против медиапространства*
М.В. Власова, аспирант кафедры графического дизайна УГАХА, Екатеринбург

Картина мира как живописная аллегория (урок символизма для дизайнера)
С.В. Королева, доцент кафедры дизайна ТулГУ, Тула

Художественно-технологические аспекты фотографики в графическом дизайне музыкальной продукции
А.Ю. Пронина, аспирант МГХПА им. С.Г.Строганова

Создание новой реальности в фотографии*
А.Д. Иваненко, студентка кафедры Графического дизайна УралГАХА, Екатеринбург

Использование информационных технологий для поиска и поддержки талантливой молодежи на примере Строгановской олимпиады
Л.Г. Мясникова, управление Стретегического планирования и Международных связей МГХПА им. С.Г.Строганова

Перерыв 14.00-14.30

14.30-18.00
Секция 4. Художник как исследователь природы, технологий и визуальных образов
Ведет секцию А.Н.Лаврентьев

Применение принципов симультанеизма в искусстве 1910–1920-х годов
Е.В.Забелина, научный сотрудник Музея МАРХИ

Светостереография – технология и образы
В.Ф. Колейчук, МАРХИ

Экспансия фотографии и дизайн
А.Г. Пушкарев, профессор, зав.кафедрой дизайна ГПИ МЭИ (ТУ)

Образ скорости в дизайне средств транспорта 1920-1930- гг..
А.А. Ганцева, аспирант МГХПА им. Строганова

Каталог выразительных приемов как технология описания и анализа объектов дизайна
Л.Б. Фрейверт, доцент кафедры «Дизайн» Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского

Технология: инструмент, игра или идея (к вопросу о роли технологии в современной авторской керамике)
А.А. Кожухова, аспирант МГХПА им. С.Г.Строганова

«От слова к делу»: керамика в роли социо-инсталляции
А.В. Ильичева, зав.отделом Музея МАРХИ, куратор галереи ВХУТЕМАС

Всеобщий морфологический закон и природные аналогии в дизайне
О.И. Лексина, соискатель МГХПА им. С.Г. Строганова

Фантастическая архитектура Барселоны: время и решения
Д.А. Ганцева, аспирант МГХПА им. Строганова

Экодизайн как проявление современного экологического сознания*
Ю.Ю. Богомолова, фаультет искусств МГУ имени М.В. Ломоносова

Роль экотехнологий в проектировании общественных сред на воде
О.Р. Шумская, кафедра средового дизайна МГХПА им. С.Г.Строганова

Технология формирования модульного пространства на примере сборного дома MIMA
Д.С. Назаренко, аспирант МГХПА им. С.Г.Строганова

Специфика организации художественного пространства в кино
М.А. Червонная, аспирант МГХПА им. Строганова

Презентация проекта «Московский Музей Дизайна»
А.Н. Санькова, дизайнер-график, «Московский музей дизайна»



Обсуждение и закрытие конференции
Доклады, отмеченные «*», поступили в письменном вид

...

Статья Рыкова В. В.

...


Рыков В. В.

Искусство и информационные технологии

Искусство – очень сложный, многообразный и, казалось бы, самодостаточный вид деятельности. Однако, контакты искусства с наукой и другими видами деятельности несомненны и требуют адекватного описания. Понятнее всего описания контактов искусства и информационных технологий. Очень часто это происходит неосознанно и требует не только своего описания, но и изучения, в том числе в учебных курсах.
Прежде всего, и наиболее неожиданно и неосознаваемо, искусство влияет на способы передачи информации. Действительно, объемы информации растут все быстрее и уже предсказывают то недалекое время, когда мы не сможем успевать прочитать то, что сами понаписали – как в гениальных романах антиутопистов начала 20 века. Ситуация выглядит безвыходной. Но выход есть и он уже реализуется. На помощь приходит искусство. Все чаще для быстрой передачи большого объема информации используют презентации. Они соединяют структурированный текст, графику и уже даже музыку. Некоторый кадры в них у мастеров своего дела выглядят уже почти как произведения искусства.
Однако более интересен и менее исследован вопрос о том – что точные и прикладные науки могут дать искусству. Оказывается – уже дают и очень много. Проблема в том, что это опять же – часто не осознается и не формулируется в явном виде. Это, в свою очередь, является задачей учебных курсов и научных исследований.
Приведем наиболее очевидные примеры.
Прежде всего – искусство – это знаковая деятельность. Однако мало кто знает хотя бы азы семиотики – науки о знаках, хотя ее изучают во всех западных университетах. Возьмем хотя бы один ее элемент – знак типа икона бывает похож на денотат (то, что он обозначает) и непохож (тогда он называется символ). Это уже задает некоторые координаты многим направлениям в искусстве и многое в них проясняет. Интереснее пример с японским театром. Он основан на символическом поведении актеров и значении декораций. Японская публика, воспитанная на этой знаковой системе, сначала с гробовым молчанием воспринимала наши спектакли, стараясь сначала понять их «алфавит». И только осознав, что нужно все знаки воспринимать как иконические, взпывались аплодисментами. Другой – более яркий пример – появление символизма в поэзии и живописи в начале прошлого века.
Не менее важна другая система координат или понятий – казалось бы самая скучная – как хранятся, копируются и передаются знаковые произведения. Однако и здесь несомненный интерес могут вызвать проблемы авторского права.
Но наиболее интересна и продуктивна риторика – как система парадигм, используемая в искусстве. Ее нам наши предки передавали более двух тысяч лет. Опять же – она широко используется в искусстве, хотя не всегда это ясно сознается и объявляется. Это наука о создании эффективных знаковых произведений. Разве это не интересует художников, музыкантов, дизайнеров? Достойна упоминания как минимум технология изобретения по общим местам. А именно изобретение новой системы общих мест есть основное достижение новой школы в живописи.
Сказанное выше можно считать предварительным обоснованием необходимости изучения информационных технологий в учебных курсах для будущих деятелей искусства, а, следовательно, и более глубокого их изучения. В качестве вывода позволим процитировать бюрократический документ - из справочника Минздравсоцразвития от 11 января 2011г. №1н. – Тьютор. - Должностные обязанности. Способствует формированию у обучающихся (студентов, слушателей) способности к самостоятельному действию: оказывает помощь в осознании неопределенности наличной ситуации, планировании шагов по достижению образа будущей профессиональной деятельности, ориентации в существующих информационном и образовательном пространствах в контексте поставленной задачи, выстраивании партнерства и взаимодействия с другими обучающимися (студентами, слушателями) и преподавателями, а также для решения своих задач, анализе и переоценке значимости своих результатов и целей. Помогает обучающимся (студентам, слушателям) в построении индивидуальной образовательной траектории: выборе элективных курсов, тем учебно-научного исследования, осуществляет консультации при подготовке к проведению групповых занятий-практикумов (тьюториалов). Оказывает помощь обучающимся (студентам, слушателям) в выполнении аттестационных работ разных типов, проводит их проверку и оценку, помогает в решении академических или личных проблем, связанных с обучением. Оказывает психологическую и педагогическую поддержку обучающимся (студентам, слушателям), проводит профессиональную ориентацию и консультирование по вопросам карьеры, в том числе самоопределения в случае выбора научной карьеры, поступления в аспирантуру и т.д. Оказывает поддержку в дистанционном образовании. Способствует социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ, используя различные педагогические приемы и технические средства, фиксирует динамику познавательных интересов обучающихся (студентов, слушателей). Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы. – Одной из форм такой работы является предлагаемый курс.


Литература

1. Бродский Ю. Терпимость, толерантность, идентичность: простейшие математические модели взаимодействия культур. – Берлин: Lambert, 2010.
2. Ванеян С. Пустующий трон. Критическое искусствознание Ханса Зедльмайра. – М.:Прогресс, 2004.
3. Лаврентьев А. Цикл работ по искусству дизайна и русскому авангарду. – М.: 2012.
4. Мы нашли врага. - Это Powerpoint. - New York Times. – 2010.
5. Пелипенко А. А. Смыслогенетическая концепция культуры // Культура. Народ. Экосфера. Труды социо-культурного семинара имени В. В. Бугровского. – М.: 2008.
6. Рыков В. В. Лекции по информационным технологиям в искусстве на факультете искусств МГУ. – М.: МГУ, 2008. - http://mgu-art.narod.ru/
7. Рыков В. В. Обработка нечисловой информации. Управление знаниями. Курс лекций. – М.: МФТИ, 2007. - http://rykov-kypc.narod.ru/



...



Хостинг от uCoz