| |||
Рыков В. В. (МФТИ) Инновации в образовании на примере ЕГЭ ... Рыков В. В. (МФТИ) Инновации в образовании на примере ЕГЭ (тезисы к докладу) Традиционно считается, что наиболее консервативные подсистемы в обществе – это церковь, армия и образование. Это не так уж плохо (быть может). Некоторая степень консервативности должна быть присуща многим общественным организациям. Рассмотрим только некоторые аспекты последнего крупного инновационного проекта в образовании – Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Для определенности начнем с очевидного противопоставления. ЕГЭ в нашей системе образования – это свершившийся факт. Его главный создатель, министр образования Андрей Фурсенко ничего, кроме оскорблений и проклятий в свой адрес не услышал и он уже не министр. На примере ЕГЭ можно проследить также некоторые другие аспекты внедрения инноваций в системе образования. Саму полемику по поводу ЕГЭ можно условно разделить на такие взаимосвязанные части: 1. Сама идея ЕГЭ как единого компьютеризированного госэкзамена. 2. Реализация этой идеи в форме экзаменационных заданий. 3. Организация проведения самого ЕГЭ. 4. Механизмы зачисления в вузы по результатам ЕГЭ. Список этот конечно неполон. И содержанием полемики по этим пунктам не имеет смысла заполнять этот текст. Однако, интересно и поучительно проследить и резюмировать основные идеи сделанных высказываний и гораздо более интересно проследить их взаимосвязь. Прежде всего – очень мало прямых нападок на п.1. Но происходит интересная явная или неявная апория. Нападая на п. 2, 3 и 4, авторы логично (как им кажется) отрицают п. 1. Например – плохо организована сдача ЕГЭ – плохое ЕГЭ (не говоря о том, что плохой А. Фурсенко). Эти тезисы невольно приводят к тривиальному выводу - инноваторы не решают задачи общества, а ставят их. Таким образом, избыток инноваторов приводит к тому, что постановщиков становится больше, чем исполнителей. И исполнителей надо не только критиковать, но и ценить. ... |