Семинар на Бахрушина в НИИ ИТ 9 ноября 2011 г

Рыков В. В. Современные коммуникации – проблемы и закономерности

...

Современные коммуникации – проблемы и закономерности

Рыков В. В.

1. Актуальность проблемы. Некоторые особенности современной жизни. Знаковые системы.

Существует утверждение, что наша жизнь за последние 20 лет поменялась настолько же сильно как и за предыдущие 1000 лет. Трудно оспаривать или соглашаться с этим утверждением, не имея научных критериев оценки. Однако можно сделать попытку оценить некоторые стороны этих изменений. Остановимся на коммуникациях.

Коммуникации можно разделить на те, что происходят:

1. В физическом мире.
Почти каждый житель Земли может теперь достичь за умеренную плату любой точки планеты. И более важен локальный вариант - то, что очень многие имеют доступные по цене личные автомобили, на которых они могут поехать по своим делам, не будучи связанными расписаниями и другими ограничениями. В Средневековой Европе большинство жителей не удалялось от дома больше чем на 5-6 км.
и
2. В мире знаков.
Действительно, сейчас почти каждый житель Земли может связаться по личному телефону из любого места практически с кем угодно. Не говоря уже о том, что на людей поступает огромное количество информации по массовым каналам. Люди тратят на коммуникацию значительную часть своего бюджета и времени.
Эти два вида коммуникаций взаимосвязаны – хотя бы тем, что знаковые происходят в реальном физическом мире.

Однако несомненно – даже если редуцировать ситуацию до того, что почти любой человек может позвонить любому, договориться о чем угодно и поехать на своем авто куда ему нужно – то и эти два фактора двигают не только экономику на бытовом, элементарном уровне – но и всю жизнь в целом.

Возникают естественные вопросы –

- Какие в этой предметной области есть закономерности?
- Какие проблемы?
- Возможна ли прогностика?

Конечно – на все эти вопросы можно ответить, применяя научные методы.

Остановимся на знаковых коммуникациях.

1. Они описываются наукой о знаках – семиотикой. У нее есть разделы –

1. Синтактика – как правильно складывать знаки в тексты.
2. Семантика – что эти тексты означают.
3. Прагматика – отношение людей (авторов и получателей) к текстам.

То есть - современные информационные технологии суть разные виды знаковой деятельности, другими словами некоторые знаковые исчисления. При исследовании этих технологий необходим междисциплинарный подход. Прежде всего, необходимо описывать это в терминах пока еще не очень известной в нашей стране семиотики или теории знаков. Действительно, создание, передача, понимание, хранение знаковых произведений или текстов можно и следует описывать в рамках определенных знаковых технологий или исчислений. К таким технологиям или исчислениям как уже говорилось и следует отнести собственно семиотику с ее синтактикой (правила создания знаковых произведений – далее – текстов), семантикой – что эти тексты обозначают или их связи с действительностью. Также важно учитывать третью компоненту семиотики – прагматику, которая изучает отношение создателя и получателя к тексту. Несмотря на кажущуюся абстрактность, прагматика есть необходимый компонент любой знаковой деятельности. Хорошим и наглядным примером здесь может послужить немедленное, затем и постоянное появление так называемых смайликов в сетевых коммуникациях. Люди не могут не выражать своего отношения к тому, что они предают и получают. Можно высказать простую, но важную мысль. Любая теория или исчисление ценны своими прогностическими свойствами. Так, появление особых прагматических знаков или смайликов в новых видах коммуникаций, где невозможно выразить прагматику жестами или интонацией (как теорема существования) можно было предсказать, зная основы семиотики.
А нас как раз будет интересовать прагматика. И прежде всего – отношение человек - текст.

2. Человек – текст. Теория обращения с текстом.

Весьма продуктивной является теория обращения с текстами как социальная деятельность. Она изучает казалось бы рутинные правила - создания, передачи, хранения, копирования и цитирования текстов - устных, рукописных, печатных и, наконец, на машинных носителях. Однако в рамках этой теории легко было предсказать появление феномена Wikileaks с Джулианом Ассанжем.
Здесь не обойтись без понятия фактуры текста. Фактура – это каким инстументом и на каком носителе создан текст. Это далеко не все равно. Существует 4 фактуры текстов – устный, письменный, печатный и текст на машинном носителе. И существуют универсалии - правила обращения с текстами. Они появились уже на стадии только устных текстов и были закреплены в паремиях. Очень важен процесс перехода с одной фактуры текстов к другой. Переход от устной к письменной происходил очень долго и сложились свои правила обращения с текстами. Переход в печатной фактуре происходил гораздо быстрее – сначала в Германии. Следствием была Крестьянская война, в которой погибло около двух третей немцев. В католическую Испанию тогда был запрещен ввоз печатных Библий под страхом смерти.
Сейчас еще быстрее происходит переход к машинной фактуре текстов при сохранении всех трех предыдущих. Правил нет и полная свобода. Феномены 11 сентября, Wikileaks Ассанжа, арабских революций и др. Америка несется впереди всех, а все хотят догнать и перегнать Америку

3. Эффективность коммуникации. Забытая технология – риторика.

Еще более интересным, полезным и продуктивным представляется изучение риторики как информационного исчисления и как части семиотики (поскольку это знаковая деятельность), а именно той ее части, которая называется прагматикой.
Удивительно то, что эта наука была основана и очень подробно разработана более двух тысяч лет назад. Весь ее понятийный аппарат передавался в текстах и в процессе обучения пока не дошел до нас. Но – большинство гуманитариев, не говоря о специалистах в точных науках, воспринимает ее как науку красиво или правильно говорить. Однако на самом деле это наука об эффективной деятельности. Как будет кратко показано ниже – он, научный аппарат риторики, наконец, оказался востребованным. Но востребован он очень странным образом. Риторические модели применяются в новейших информационных продуктах, и в информационной практике.
Действительно, назовем только несколько риторических категорий. Это коммуникативный акт, коммуникативная ситуация, субъект коммуникации,
конвенции общения, эффективность взаимодействия. Становится ясно, что так или иначе эти категории описывают существующую коммуникативную деятельность. Например, в риторике говорят, что субъект коммуникации всегда выступает в образе автора. А это профили, ники, аватары сетевых коммуникантов.
Развитие и изучение новых часто неожиданных и удивительных реалий нашей жизни требует привлечения также и новых, а часто забытых или невостребованных технологий или исчислений. Эти модели или исчисления позволяют объяснить, предсказать, соединить воедино казалось бы странные или необъяснимые явления, в частности в быстро развивающихся информационных или знаковых коммуникаций. Иными словами – после многих сложений и вычитаний полезно изучить алгебру.

4. Проблема понимания.

Итак -
1. Объемы информации возрастают в размерах.
2. Общаются между собой все более разные люди.

Для повышения эффективности этой деятельности нужно создать методологию сотрудничества на языке (знаковой системе), на котором они смогут оптимально сотрудничать, работая и поддерживая свою деятельность в любой ситуации, проекте и т п.
То есть для успешной работы им также необходимо успешно решать такие задачи – быстро и эффективно находить нужную им информацию, которая все быстрее возрастает в объеме. И затем – достигнув позитивных результатов, необходимо адекватно донести их до потенциальных потребителей.
Необходимо искать новые технологии коммуникации, которые позволили бы решить названные проблемы. Одну из них – риторику – мы упоминали выше.
То есть - сейчас мы хотим не только описать, но и использовать (или продемонстрировать использование) в дальнейшем очень важные особенности коммуникаций, которые используются в искусстве (КИ). Нас интересует – можно ли их адаптировать к чуждой для них среде. А такими особенностями, наиболее привлекательными для адаптации их в коммуникативных технологиях информатики являются следующие. Рассмотрим тексты, являющиеся, как мы их называем, произведения искусства. Или – тексты, построенные на основе гуманитарных технологий.
1. Произведение искусства достаточно легко может быть понято. Зачастую (пусть и не во всем объеме) неподготовленным человеком.
2. Произведение искусства способно передавать огромный объем информации за короткое время в небольшом объеме.
3. Сам процесс коммуникации, как правило, сопровождается положительными эмоциями у участников коммуникативного акта.
4. Воспринимающий произведение искусства человек не только испытывает удовольствие (назовем это таким простым словом), но и готов с теми же чувствами повторить еще и еще этот же акт коммуникации. А это тоже очень важно.

Мы ограничимся перечислением пока только этих свойств, как минимально желательных. Было бы уже большим достижением адаптировать такие технологии с такими важными для нас свойствами. Однако, поскольку сам процесс адаптации и процесс коммуникации в искусстве очень сложны и многообразны, мы ограничимся рассмотрением некоторого минимального набора свойств, признаков и реалий.
Другими словами, чтобы решить описанные выше проблемы, – необходимо строить коммуникации, привлекая так называемые гуманитарные технологии (ГТ).

5. Знаки будущего. Выводы.

Такие технологии уже применяются. Это технологии, основанные на графике –
Powerpoint, UML, POST нотации и много других.

Итак -
1. Все более быстрые изменения в технологиях и растущие объемы информации требуют построения новых типов знаковых систем для их адекватного понимания и адаптации в обществе.
2. Новые типы коммуникативных технологий (КТ) должны быть адекватны этим требованиям.
3. Такие КТ должны содержать в себе как традиционные, так и новаторские для данного типа коммуникаций элементы.
4. КТ будущего должны легко пониматься и усваиваться, быстро переносить большие объемы информации, положительно восприниматься участниками коммуникационного акта.
5. Таким требованиям отвечают некоторые виды КТ, используемых в искусстве.
6. Эти КТ искусства или ГТ могут быть адаптированы во многих областях человеческой деятельности.
7. Прообразом таких ГТ могут служить графические или визуальные языки-нотации в информатике.
8. Однако, главным недостатком традиционных технологий является их нелегкая усваиваемость, способность охватывать только узкие группы специалистов.
9. Для более эффективной коммуникации разработчиков современных ИС необходим графический язык или ЗC, понятный не только им, но и неподготовленным пользователям – заказчикам, покупателям и т.д.
10. Такие языки существуют. Один из них описан, опробован и его можно применять при разработке ИС, подключая на всех этапах разработки неподготовленных пользователей, так или иначе заинтересованных в результатах разработки, тем самым резко повышая эффективность процесса разработки. Этот графический язык называется IPO нотацией.
11. Такую IPO нотацию можно преобразовать в программно воспринимаемую знаковую (XML) форму и дальше обрабатывать схемы, описанные в этой нотации.
12. Такие ЗC или языки могут служить одним из прообразов КТ будущего в науке, технологиях, других областях человеческой деятельности, заимствованных у искусства.

Список литературы



1. Cognitive Semiotics. – Geneve: Peter Lang, 2007.
2. Беляев И. П., Капустян В. М., Рыков В. В. Знаковые структуры и бизнес процессы // Труды МФТИ. – N. 2. – 2009.
3. Джонс С. На пути к приемлемому определению сервиса // Открытые системы. – N 11. – 2005.
4. Жегалин В. А. Автоматизация мыследеятельности как культурно-социальная проблема // Вопросы методологии. – N. 1-2. - М., 1994.
5. Капица С. П. Об ускорении исторического времени // Новая и новейшая история. – 2004. – N. 6.
6. Осокин Ю. В. Введение в теорию системных исследований искусства. – М.: Алетейа, 2003.
7. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии ХХ в. – М., 1999.
8. Роэм Д. Визуальное мышление. Решение проблем и продажа идей при помощи картинок на салфетке. – М.: ЭКСМО, 2009.
9. Рыков В. В. Обработка нечисловой информации. Управление знаниями. – М.: МФТИ, 2007.
10. Семенов В.Е. Искусство как межличностная коммуникация. – СПб, 1995.
11. Щедровицкий Г. П. О методе исследования знаковых систем / Семиотика и восточные языки. – М., 1967.
12. Борев Ю.Б. Эстетика: Учебник. - М.: Высшая школа, 2002
13. Гадамер Х.-Г. О круге понимания // Актуальность прекрасного. - М.: Искусство, 1991.
14. Каган М. С. Системный подход и гуманитарное знание. Избр. статьи. - СПб, 1991.
15. Речевая коммуникация как способ межсубъектного взаимодействия. – Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2001.
16. Эстетика. Словарь. – Т.1-4. - М., 1985-1987.
17. Парамонов С.В. Проблема взаимодействия специалистов различного уровня исполнения и предметных областей (Knowledge gap) // 52-я научная конференция МФТИ. – 2009.
18. Рыков В.В. Семиотика как информационная и когнитивная технология // 52-я научная конференция МФТИ. – 2009.
19. Succeeding through service innovation. White Paper. – Cambridge, IBM, 2008.
20. Roam D. The Back of The Napkin. Solving Problems and Selling Ideas with Pictures. – Portfolio, 2008.
21. Роэм Д. Визуальное мышление. Решение проблем и продажа идей при помощи картинок на салфетке. – М.: ЭКСМО, 2009.


Рыков В. В.





...

План устного выступление (подробнее см в текстах на этом сайте – вверху, внизу и на других страницах)

...

План устного выступление (подробнее см в текстах на этом сайте – вверху, внизу и на других страницах)

А. Парадигматика, универсалии мира коммуникаций.

0. Концепция трех миров как центральная для понимания и прогностики проблем коммуникации. – Г. Сковорода и Поппер – знаки – третий мир. Знаки (и особенно сейчас – WWW) – интегрирующая материальную и умственную деятельность среда.
1. Семиотика – наука о знаках.
2. Теория обращения с текстами – набор парадигм реализующийся в процессе коммуникаций. Сейчас мы переходим на тексты 4-й фактуры и отрабатываем эти правила.
3. Риторика (см текст) – как теория эффективной деятельности.

Б. Проблемы современных коммуникаций.

Основная особенность - Сейчас мы переходим на тексты 4-й фактуры и отрабатываем эти правила.

Проблемы и пути решения.

1. Переполнение объемов – решение – применение гуманитарных технологий.
2. Повышение эффективности – применение риторических парадигм.
3. Нарушения правил обращения с текстами – приложение и отработка в новых условиях теории обращения с текстами.

...

План устного выступление (подробнее см в текстах на этом сайте – вверху, внизу и на других страницах)

А. Парадигматика, универсалии мира коммуникаций.

0. Концепция трех миров как центральная для понимания и прогностики проблем коммуникации. – Г. Сковорода и Поппер – знаки – третий мир. Знаки (и особенно сейчас – WWW) – интегрирующая материальную и умственную деятельность среда.
1. Семиотика – наука о знаках.
2. Теория обращения с текстами – набор парадигм реализующийся в процессе коммуникаций. Сейчас мы переходим на тексты 4-й фактуры и отрабатываем эти правила.
3. Риторика (см текст) – как теория эффективной деятельности.

Б. Проблемы современных коммуникаций.

Основная особенность - Сейчас мы переходим на тексты 4-й фактуры и отрабатываем эти правила.

Проблемы и пути решения.

1. Переполнение объемов – решение – применение гуманитарных технологий.
2. Повышение эффективности – применение риторических парадигм.
3. Нарушения правил обращения с текстами – приложение и отработка в новых условиях теории обращения с текстами.


...

Приложение – основные понятия и универсалии теории обращения с текстами (ТОТ).

А. Как люди понимают основные универсалии коммуникаций (по Ю. В. Рождественскому)
1. Слово – дело. – Связь знака и деятельности.
2. Свойства слова – знака (острее меча, вылетит – не поймаешь)
3. Организация речевых отношений.
4. Правила для говорящего (создающего знаки) – не навреди т д
5. Правила для слушающего – брось все дела – прием знака – высший приоритет.

Фактуры знаков – две компоненты – 1. Инструмент, которым создаем знак. 2. Материал, на котором материализуем.

Существуют четыре фактуры – устная, письменная, печатная и на машинном носителе (F4)

Поддержание каждой фактуры реализуется через общественные институты –

Школа
Почта
Библиотека
Архив
Канцелярия

Сейчас мы переходим на фактуру F4 – должны адаптироваться и трансформироваться все правила ТОТ.

Организации речевых отношений


Это как минимум -

1. Авторство создателя (в т ч корпоративное и коллективное)
2. Хранение.
3. Передача.
4. Копирование.
5. Цитирование

Конкретная комбинация правил реализуется в виде регламента, конкретного для каждого жанра.

Этот регламент может поддерживаться –

Этикой
Традицией
Адм. Правом
Уголовным правом
Программными системами (отдельная развертка разных типов)

Типы (прототипы) текстов по способу копирования, передачи, хранения и т д –

Диалог
Молва
Фольклор


А также те, что названы выше. Так и следующие, касающиеся


Все это сейчас активно отрабатывается в WWW

Пример – журнал F5 – заметка Право ремня - http://f5.ru/magazine/
Амер судья выпорол свою дочь за нелегальное использование файлообменником! :)






...

Риторика как теория об эффективной деятельности (приложение)

...


Риторика – наука об эффективной деятельности и построении виртуальных миров.

План

История Р. Зарождение Р в Д Греции, Р в С Века, Р и ее гум. катастрофа в 19 веке.

Возрождение Р в 20-м. Риторика в Англии и США.

Р – наследие – образ Боинга.

Позиционирование Р. Р и диалектика. Р и эристика. Р и схоластика.

Р и демагогия.
Р – наука или искусство?

Определение риторики как науки об ЭФФЕКТИВНОЙ коммуникации и не только! Р как технология эфф. ДЕЯТЕЛЬНОСТИ! А также технология построения виртуального мира.

Риторика как прагматика.

Слово и дело.

Риторика и логика. Риторика и истина. Образ автора (ритора).

Р – система парадигм построения эфф ЗП. Р – технология эфф деятельности.
Р и цель (прагматическая установка). Р – красиво говорить? – Р – убеждать – если цель – убеждение.
Р – оружие. - Р и этика.
Частная (практ Р).

Общая схема коммуникации с точки зрения риторики


Риторика. Классические парадигмы.

Образ автора. Лермонтов. PR и реклама.

Теория общих мест

Понятие риторического изобретения (Маркс, Энгельс, Ролекс). РИ и реклама, PR. РИ в любом месте Р парадигмы – в образе автора, в замысле и т д.

Р ситуация и уместность речи

Р и Свобода слова (ФРГ, Босния, Осетия).

Пять стадий создания ЗП.
1. Замысел.
2. Расположение.
3. Стиль.
4. Материализация.
5. Передача.

Три источника Р.

1. Способ (модель, теория).
2. Обучение.
3. Практика.

Р как ТЕХНОЛОГИЯ создания объекта любой сложности без гениальных мозгов. Лучше средне написанная теория чем гениальные мысли в голове!

Девиация синтактики и семантики как Р парадигма.

Тропы - девиация значений слов (метафора, метонимия, анафора и т.д.)

Фигуры - девиация порядка слов - повтор, и т.д.



Риторические приемы.
Полную схему см. на сайте Rhetorics for Rookies в разделе ссылок.

~

Содержание.

Зачем ее изучать
Риторика учит правильно воспринимать речь в любом виде и эффективно ее порождать.
Это третья наука из классичекого цикла, что мы изучаем.
Из ТОТ (ОФ) мы знаем, что сейчас идет лавинный рост числа текстов в фактуре МК (фактура = орудие письма + материал письма). В основном речь идет об Интернете и других СМИ, когда чаще всего орудием письма является ПК, а материалом письма - машинный носитель (обычно электромагнитной природы).

Обилие таких текстов, а также печатных. письменных и устных, все жанры которых сохраняются (возможно в модифицированном виде) формулирует основную задачу риторики в следующем виде.

- Умение быстро воспринимать речь во всех видах и извлекать нужные смыслы для принятия оперативных решений. Не давать себя увлечь, сбить на деятельность, не выгодную себе и обществу.

- Умение изобретать мысль и действия и облекать их в такую речевую форму, которая отвечала бы обстоятельствам.

Это значит уметь создавать монолог, диалог и управлять ими, управлять системой речевых коммуникаций в пределах своей компетенции.

ЕСЛИ МЫ НЕ БУДЕМ УПРАВЛЯТЬ ИЗМЕНЕНИЯМИ – ТО ИЗМЕНЕНИЯ БУДУТ УПРАВЛЯТЬ НАМИ!


~

Определение Р
~
При изучении риторики одна из трудностей состоит в том, что она излагается догматически. - Т.е. так, как ее излагали и две тысячи лет назад. Настоящие риторы не сдаются, изучают ее и сами начинают продолжать эту славную догматическую традицию.
Собственно говоря, риторика (Р) занимается только одной проблемой - как сделать свою речь эффективной в любых обстоятельствах. Т.е. чтобы твои слова

НЕ БЫЛИ -

- непротиворечивы,
- логичны,
- красивы,
- грамотны,

- а были ЭФФЕКТИВНЫ!

Это не значит, что они (ваши слова) не могут быть красивы, ... Но это д. быть только тогда, когда это нужно для достижения нужного эффекта.

Здесь можно привести совсем небольшой пример, что правильная литературная речь в армии неэффективна.
Еще пример - чтобы убедить человека не нужно (а иногда и вредно) быть логичным. Риторика пользуется паралогикой.
Критерий эффективности главный в Р.
Как это выглядит с точки зрения семиотики? Хотя бы к какой ее части относится Р? Возьмем пример. Р занимается тем, чтобы из всех высказываний с одной и той же семантикой "ПОЖАР" выбрать то, услышав которое люди побегут пожар тушить (можно поставить и другую цель). След. семантика у нас фиксирована. Получается, что Р относится к прагматике, тк изучает то, как сварьировать синтактику высказывания при неизменной семантике, чтобы получатель сообщения отнесся к нему так, как этого хочет его автор.
Классическое определение Р (одно из) - Р изучает отношение мысли к речи. При этом надо иметь в виду (это подразумевается в дальнейшем догматическом изложении в учебниках Р), что критерием правильности этого отношения являтся то, достигнут ли эффект, задуманный автором речи.
Еще раз - изучается отношение мысли к речи в начале коммуникативной цепи, а критерием правильности этого отношения является эффект (тот, что был запланирован!) на другом конце коммуникативной цепи.
Чистая прагматика!

~

Основные постулаты

~

Собственно, постулатов, или основных догм в Р немного. Но они варьируются в зависимости от всевозможных условий и обстоятельств. Назовем их кратко, тк они прекрасно изложены в бесчисленных учебниках на бесчисленных языках.

Теория Общих мест


1. Общие места (loci communes) - LC.
Это бесспорные истины хотя бы для двух людей - автора и получателя речи. На них опираются как на известное и строют свою речь на них как на фундаменте.
Системой общих мест (LC) мб охвачено разное число людей - от двух, как говорилось выше, до населения целых государств и континентов.

Существует очевидная иерархия LC, в зависимости от того, какое число людей их разделяет. Наверху - религиозные (христианские, мусульманские, буддийские). В самом низу - узкогрупповые и профессиональные (хакерские, феминистские, уголовные, студенческие и тд)

Говорят еще про топосы. Это тоже LC - только более мелкие смысловые единицы.

2. Образ автора (ритора)

Никогда не надо путать личность ритора с его образом, который дедуцируется из его речи.
Это одна из основных догм риторики.
Ритор может принимать любые образы. Критерий - только эффект.
Здесь как раз и нужно сделать последнее замечание. Со времен античности в воспитании ритора важное место занимала этика. Чтобы он не ставил неэтические цели для своей речи. Иногда этика даже включалась в Р (Квинтиллиан).

Вот, собственно, и все - но стоит почитать хороший учебник Р, чтобы увидеть, что это только начало.

Примеры – интервью у хедхантера, составление резюме, любовный диалог, сдача экзамена, преподавание, презентация – правило 2 (!) минут, Р на выборах.
Эффект Горбачева. Московские новости. Огонек и Виталий Коротич.
Образ автора и PR – бренд, имидж, Playboy, Китай, Пэрис Хилтон и Собчак.
Сталин, Черчилль как риторы. Тезис Жукова.
Р ситуация и уместность речи – Сев. Корея, фанаты и Лев Яшин.

Риторика и Сталин


Или еще шаг дальше - пишут - Сталин как-то примитивно писал с повторами и т д - нет глубоких теор изысканий ... - а Сталин писал не для современных московских вумников а для Нагульновых в хуторах, использую гениальное коммуникационное изобретение большевиков - газету Правда - которая это слово доставляло во все хутора. Не говоря о том, что ему надо было теор изыскания (многие из которых были утопическими) превратить в жизнь, построить государство и т д и т п



~


Понятие об риторическом изобретении (РИ).

Это очень важная компонента риторической парадигмы.

Это изобретательность, проявленная на любом этапе деятельности - см выше.

Общее понятие об этом через пример.


Напимер - заголовок газеты. Можно взять любой номер МК и посмотреть там заголовки. Легко увидеть - какие заголовки - тривиальные - а какие - с РИ.

Но РИ – это далеко не только это!

Главное поле приложения РИ – это наука, техника, экономика – что угодно!

Примеры.

1. Duty Free. – Изобретено в Ирландии в 1960-х
2. Мыльница. – Дешевый, удобный, эффективный фотоаппарат.
3.
4. …
5.

Список можно продолжать и он будет продолжен!

РИ – это неожиданное, эффективное и новое сочетание довольно известных вещей.

- Что нового с точки зрения РИ в Duty Free?
– Что нового в мыльнице по сравнению с предшествующими дорогими фотоаппаратами?


Также РИ можно назвать идеи телепрограмм –
«Школа злословия» и «Треугольник» на ТВ.

И еще пример - «Ледниковый период» -

Что там? - Идея - взять мастера-профи фигурного катания и деятельницы (деятеля) шоу бизнеса, - оба хотят пропиариться, каждый в этом помогает другому - всем приятно - и смотреть и участвовать (судьи, целование после катания, поцелуи с экрана бабушке - это уже мелочи :)

и др.

Наша задача - генерировать РИ в своей области деятельности!




...



Хостинг от uCoz